Автомобильный пробег жителей российской Республики Карелия, посвященный 70-летию победы СССР во II Мировой войне, так и не смог состояться. Причина - отвратительное состояние российских дорог, из-за которого все участники мероприятия в итоге были вынуждены сойти с дистанции. Об этом сообщила местная группа ЛахденпохьЯ - НАВСЕГДА#33 в социальной сети ВКонтакте .
В группе, объединяющей жителей Ландепохского района Карелии, успели выложить даже несколько фотографий с автопробега, на которых видно, что автомобили его участников банально застряли в грязи. Пользователи уточнили, что это произошло на территории района, недалеко от поселка Элисенваара.
Также по фото заметно, что автомобили выехали в путь с красными флагами СССР. А на одной из машин виден флаг украинской Автономной Республики Крым, в настоящее время незаконно оккупированной российскими войсками. Как видим, патриотические вопли Крым наш#33 так и не помогли улучшить состояние российских дорог.
Интересно, что вскоре после публикации скандальных фото с застрявшего в грязи автопробега в честь 70-летия Победы владельцы группы ЛахденпохьЯ - НАВСЕГДА#33 решили сделать ее закрытой. Теперь увидеть этот позор могут лишь пользователи, одобренные администраторами. Впрочем, журналисты уже успели скопировать картинки и прочесть информацию от очевидцев.
Напомним, что в регионе есть проблемы и посерьезнее, чем практически отсутствующие дороги, на которые, между прочим, регулярно выделяются и бесследно пропадают огромные деньги из местного и федерального бюджетов. В частности, недавно предметом обсуждения среди руководства российской ФСБ стала активизация сепаратистов в Карелии, по поводу чего даже были возбуждены уголовные дела.
Архитектор Александр Вязьмин: «В Волгограде победила жадность»
За последнее время в Волгограде не появилось ни одного нового
Что сегодня происходит с волгоградской градостроительной средой? Почему в наших городах и посёлках всё больше сомнительных стройпроектов и всё меньше зелёных мест отдыха?
Мы встретились с изве стным волгоградским архитектором Александром Вязьминым в канун Дня строителя.
Сомнительный небоскрёб
– В эти минуты на Предмостной площади идёт митинг жителей против возведения там гостиницы. Откуда этот конфликт?
– В случае с застройкой Предмостной площади мы видим колоссальное давление на архитекторов со стороны застройщика. Мы, архитектурная общественность, неоднократно высказывались на региональном градостроительном совете о том, что не видим в данном месте возможности строительства высотного здания в 24–25 этажей. Если парк, который был уничтожен застройщиком, и подлежит застройке, то это должно быть что-то невысокое, яркое и неординарное в архитектурном плане. А у нас, получается, победила жадность. Даже мнение градостроительного совета в конечном итоге подвинули .
– Но застройщик утверждает, что это место было зарезервировано под крупную стройку ещё со времён СССР?
– Строительство ведётся в исторически значимой зоне центральной части города, где есть свои чёткие регламенты по высотности – в исторической зоне нельзя строиться выше 6–7 этажей, и здесь эти требования нарушили. Всё это рождает у застройщика ощущение вседозволенности, наплевательства на закон. Сегодня строим как хотим на данной площадке, а завтра весь город перекроим под свои интересы
– А о чём думают городские власти?
– У нас любого инвестора-застройщика начинают холить и лелеять и даже подстраивать под его желания нормативные градостроительные акты и общественные интересы. Всё должно быть наоборот – городская власть обязана жестко контролировать исполнение и генерального плана, и проекты планировки и застройки. Именно местная власть отвечает перед горожанами за сохранность исторических зон, общественных территорий и парков. Иначе нас ждёт хаос.
И вот пример. Между больничным комплексом и Мамаевым курганом ещё в советские времена была сформирована зелёная зона для жилого комплекса Семь ветров с почти стотысячным населением. Но сначала бизнесу отдали часть лесопосадок под торговый центр, затем начали раздавать участки под АЗС, а теперь, говорят, на некоторых перепроданных участках готовятся строить высотки. А чем будут дышать жители Семи ветров , где гулять, заниматься спортом – это, похоже, никого не интересует.
Исчезающая зелень
– Есть ли перспективы по заброшенной пойме Царицы?
– Ещё со времён генпланов Сталинграда эту территорию рассматривали как парковую зону, место для семейного отдыха. Недавно по пла- нировочному решению этого места провели публичные слушания, проект утвердили. Но при этом упустили из виду, что наиболее ценная часть территории поймы от Астраханского моста до Волги отдаётся под огромный торговый комплекс.
Да вспомните хоть один новый парк, который бы появился в нашем городе за последние 25–30 лет! Они только исчезают.
– В Волгограде есть красивые места вроде улицы Мира. Однако по чьему-то разрешению в подвалах исторических зданий размещаются кафе. А мы все помним, что случилось в Белладжио . Почему так происходит?
– Улица Мира – визитная карточка Волгограда. Но посмотрите, во что она превращается сейчас. Вульгарные кафешки, недавно в объекте историко-архитектурного наследия прорубили вход в очередной офис, провалившаяся тротуарная плитка, засохшие деревья Это позор. В послевоенные годы сталинградцы внимательно относились к собственному городу, каждый уголок, городской двор, сквер обустраивали с душой, с любовью. А сегодня миром правит жадность, а органы Рос охранкультуры взирают на все попустительства с предельным безразличием.
Пойма в ожидании катастрофы
– А что в области?
– Мне всегда нравилось, как заботятся о благоустройстве в Жирновске, в Котове, насколько выросла в градостроительном плане станица Алексеевская после того как там обустроили прогулочные и парковые зоны, цветники и фонтаны, отреставрировали фасады зданий в центральной части Но это скорее исключение из правил. Что тому виной – нежелание местных властей или дефицит денег? Наверное, и то, и другое.
– Некоторые эксперты говорят, что Волгоград начнёт развиваться за счёт Красно слободска в сторону Волго-Ахтубинской поймы.
– Это очень опасно. Даже если не брать во внимание экологию, природоохранное законодательство, то следует отметить, что существуют и СНиП, и предписания МЧС, которые гласят, что вся зона поймы, расположенная ниже Волжской ГЭС, относится к зоне катастрофического затопления. Строительство там запрещено, поскольку в любой момент мы можем получить катастрофу, даже несопоставимую по масштабам с затоплением Крымска. Кроме того, те защитные дамбы, что могли бы смягчить удар затоплений, давно разрушены, а новых никто строить несобирается. И если, не дай бог, что случится – последствия будут непредсказуемыми.
ДОСЬЕ
Александр Михайлович Вязьмин – заслуженный архитектор РФ, кавалер Почётного знака Общественное признание , лауреат государственной премии Волгоградской области. Родился в 1948 году в Сталинграде. Окончил Волгоградский институт инженеров городского хозяйства. С 1971 по 1987 гг. работал в проектном институте Волгоградгражданпроект . С 1987 г. – начальник Главного управления архитектуры и градостроительства региона, главный архитектор области. Член Союза архитекторов РФ.
В.А.В. Итоги мнений о направлении Сибирской железной дороги.
См.. В.А.В. Итоги мнений по поводу.
В.И. Общие соображения об Уральской железной дороге // Ирбит. ярмар. листок. - 1869. - NN 21, 22, 23.
В.Н. Об устройстве рельсовых путей в Енисейской губернии // Красноярец. - 1908. - 26 нояб. N 260 28 нояб. N 261 29 нояб. N 262 30 нояб. N 263.
В.П. Кастри-софийская железная дорога // Владивосток. - 1885. - N 46-48.
В.С. Хлебородная площадь за Уралом // Тобольские губ. ведомости. - 1863. - N 12. Проекты Сибирской (Уральской) ж.д.
В-ъ М. Несколько слов о Сибирской железной дороге. - СПб. Тип. Ю.Н.Эрлих, 1890. - 28 с. - 25 см В кон. текста: М.В-ъ.
В Географическом обществе // Вост. обозрение. - 1894. - 23 дек. N 150. - С.2 25 дек. N 151/152. - С.2. По поводу сообщения инж. Г.В.Адрианова об изысканиях Забайкальской ж.д. сделанного 13 октября в Музее ВСОРГО.
В книжном шкафу // Вост. заря (Иркутск). - 1910. - 2 сент. (N 196). Книжная торговля на Сибирской железной дороге.
В ожидании экономического переворота // Вост. обозрение. - 1893. - 25 апр. (N 17). - С.1-3. Значение постройки Сибирской ж.д. для развития Сибири.
В центре Транссиба: 110 лет Красноярской железной дороге / Редкол. Н.Захаров (предс.) и др. Авт. проекта, ред. В.Рагозин Авт. текста, сост. Ю.Никотин. - Красноярск: ИГ Всем, всем, всем! , 2008. - 319 + [1] с. ил. - Библиогр. в кон. книги. Люди Транссиба: строитель моста через Енисей Евгений Карлович Кнорре (1848-1917), автор картины-панорамы Великий Сибирский путь Павел Яковлевич Пясецкий (1843-1919).
Вагин В.И. Еще о сибирской железной дороге // Сибирь (Иркутск). - 1883. - N 6.
Вагин В.И. Железнодорожные проекты // Сибирь (Иркутск). - 1887. - N 16.
Вагин В.И. Новая железная дорога // Сибирь (Иркутск). - 1882. - N 21.
Вагин В.И. О Сибирских дорогах // Том. губ. ведом. - 1858. - NN 19, 20 и 21.
Вагин В.И. Столичные журналы о Сибирских путях // Сибирь (Иркутск). - 1888. - N 15/16.
Василенко Н.А. Из истории установления интернациональных революционных связей народов России и Китая на КВЖД в начале XX в. // Классовая борьба и революционные выступления на Дальнем Востоке во второй половине XIX - начале XX в. - Владивосток, 1988. - С.117-129.
Васильев А. Опыт изыскания средств на устройство железной дороги от Камы в Сибирь // Пермские губ. ведомости. - 1867. - N 86.
Васьков К.Н. Отчет 1) о деятельности Санатория (железнодорожных дач) возле ст. Томск I и 2) о распределении кандидатов - служащих в Санаторий Вспомогательного о-ва на Ессентукской группе Кавказских минеральных вод за 1912 / МПС. Сибирская ж.д. Сост. по поруч. Управления дороги зав. библиотеками К.Н.Васьков. - Томск: Т-во Печатня С.П.Яковлева , 1913. - 7 с.
Васьковский В.Я. Отчет статского советника Васьковского по осмотру в 1904 г. церквей, школ и причтовых домов, сооруженных на средства и при пособии из фонда им. Императора Александра III в Томской губ. и в Акмолинской обл. Крат. отчет за 1905 г. - [СПб. 1906?]. - 37 + 15 с. По Комитету Сибирской ж.д.
Васянович А. Кругобайкальская: действующий музей или погибающий памятник? // Экономика. Право. Менеджмент. - 1998. - N 23 (Дек.). - С.14. Кругобайкальская ж.д.
Васянович А.В. Суходолов А.П. Кругобайкальская железная дорога: действующий музей или погибающий памятник? // Наука в Сибири. - 1995. - N 17. - С.20.
Ваулин Б. Памяти достойны // Гудок. - 1986. - 18 мая. О наименовании станций и разъездов железных дорог Сибири и Дальнего Востока в честь первопроходцев.
Ващенко Г. Транссиб начинался на востоке: К 100-летию начала строительства Великого Сибирского пути // Приамур. ведомости. - 1991. - 1 июня. - C.5.
Ведомости произведенных расходов по сооружению дороги и Никольской ветви за время от начала работ по 1 января 1902 года / О-во Китайской Восточной ж.д. - СПб. 1904. - [2] + 66 + 15 с. - 41 см
Ведомость исчисления оборотного капитала, необходимого для заготовления запасов эксплуатации в 1898 г. / Сост. на основании положения об оборотных капиталах на казенных железных дорогах. МПС. Зап.-Сиб. ж.д. - СПб. 1898. - 14 с.
Ведомость новых и дополнительных работ, предположенных к производству в 1898 г. и имеющих целью главным образом усиление пропускной и провозной способности дороги, которая построена с расчетом на 3 пары поездов, а в действительности, вследствие увеличившегося движения, таковых приходится делать 6 пар. На сумму руб. 3.531.684. - СПб. 1897. - [I] + 77 с.
Ведомость расходов на содержание штатных служащих Общества потребителей служащих Забайкальской железной дороги на 1917 год. - Б.м. 1916. - 39 c.
Вековой путь на службе Отечеству // Сибирская горница. - Новосибирск, 2002. - N 3(31). - С.60-81: ил. Главы из одноименной книги. Иллюстрации из альбома Великий путь (Красноярск, 1899). Транссибирская магистраль. Мост через р. Обь.
Вековой путь на службе Отечеству: Страницы истории Западно-Сибирской железной дороги / Акулинин Н.А. Баулин В.А. Городецкий Е.А. Горшенин А.В. Дашков М.Г. Мысик П.Ф. Падерин Г.Н. Сурнин А.В. Тимошенко А.И. Федотов П.И. Фридман П.И. Цибилев И.П. Щукин М.Н. Под общ. ред. Старостенко В.И. Фото В.А.Крейдера и др. - Новосибирск: ИД Сибирская горница , 2001. - 456 + [1] с. ил. [23] л. ил. Коллективная монография к 100-летию Западно-Сибирской ж.д. Освещается история строительства и развития магистрали на протяжении века, публикуются уникальные документы и фотоснимки из фондов Музея истории, ЦНТИ Зап.-Сиб. ж.д. Госархива Новосибирской обл. и Новосибирской обл. библиотеки. Избранные главы из книги опубликованы в журнале Сибирская горница , 2002, N 3(31), с.60-81.
Великая русская азиатская железная дорога к Восточному океану. - Оренбург, 1887.
См.. Проценко А. Великая русская.
Великая Сибирская железная дорога / Всемир. выставка 1900 г. в Париже. - СПб. Канц. Ком-та министров, 1900. - 17 с. карт. на обл. 1 л. портр. - 26 см Брошюра с очерком о постройке Сибирской ж.д. раздавалась посетителям Всемирной выставки 1900 г. в Париже.
Великая Сибирская железная дорога / Всемир. выставка 1900 г. в Париже. - СПб. Канц. Ком-та министров, 1901. - 16 с. 2 л. карт. портр. - 25 см
Великая Сибирская магистраль // Большая Советская энциклопедия. - 2-е изд. - М. 1951. - Т.7. - С.209-212: ил. - Библиогр. 4 назв. На фотографиях (с.211): вокзалы Челябинска, Новосибирска, Владивостока, станция Байкал, тоннель Кругобайкальской ж.д.
Великий железнодорожный путь через Сибирь и Восточно-Китайская железная дорога с 1887 года // Железнодорожное дело. - 1901. - N 45-46. - С.517, 518-519: портр.
Краткая история создания Великого железнодорожного пути от момента доклада Н.В.Копытова в VIII Отделе ИРТО 18.12.1887 г. до смычки последнего звена КВЖД 21 октября 1901 г. Документы: рескрипт Александра III от 17.03.1891 г. телеграмма Витте - Николаю II об окончании строительства и значении пути. Оценка значения магистрали. На обложке Железнодорожного дела (с.517) - портрет Н.В.Копытова (ум. 9.02.1901 г.). В тексте: оценка роли генерал-адъютанта Копытова как зачинателя идей Сибирской ж.д.
Великий путь : виды Сибири и Великой Сибирской железной дороги: Факсим. изд. 1899 года / Сост. В.А.И-м Фото: И.Р.Томашкевич. - СПб. Альфарет, 2009 - [6] + 124 с. [1] л. цв. ил. фот. 31 36 см - (30 экз. в кож. пер. с золотым тиснением 36000.00 р.). Вых. дан. оригинала. Красноярск: Изд. М.Б.Аксельрод и К , 1899. Вып.1: От р.Оби до р.Енисея и Томская ветвь.
Великий путь . Виды Сибири и Великой Сибирской железной дороги. Вып.1. От р. Оби до р. Енисея и Томская ветвь. 124 вида наиболее важнейших железнодорожных сооружений, городов, селений, типов инородцев и живописных местностей, прилегающих к линии железной дороги, с описанием их / Сост. В.А.И-м Изд. М.Б.Аксельрод и К . - Красноярск: Тип. Штейрермьюль в Вене, 1899. - [4] + 124 с. ил. - Тир. 4 тыс. - 30 36 см
Великий Сибирский железнодорожный путь (к 75-летию со дня начала строительства): Знаменательные даты // Блокнот агитатора. - Иркутск, 1966. - N 6. - С.64.
Великий Сибирский путь // Сиб. газета (Новосибирск). - 1991. - Май (N 20). - С.6: ил. - (История).
Подборка материалов к 100-летию Транссиба. Содерж. Кандауров И. Русский подвиг. - Кириленко В. Вчера, сегодня и завтра. - Добрынина В. В глазах современников.
Великий Сибирский путь: 100 лет со дня начала строительства Восточно-Сибирской железной дороги // Западносибирский железнодорожник (Новосибирск). - 1991. - 12 февр. N 16. - С.3.
Великий Сибирский: Фотохроника ТАСС // Неделя. - 1991. - N 40. - С.10.
Великому Сибирскому пути - 50 лет // Вост.-Сиб. путь. - 1950. - 22 июля. - (В помощь агитатору)
Венюков М.И. Краткий взгляд на проекты русско-азиатских железных дорог // Рус. инвалид. - 1876. - N 85. Венюков Михаил Иванович (1832-1901) - географ, этнограф.
Верблюнер А.И. Проект постройки железной дороги от Мысовска до Троицкосавска и Кяхты: В связи с ее продолжением по Монголии через Ургу до Калгана. - СПб. Сенат. тип. 1911. - 40 с. 2 л. ил. карт. Отд. отт. из Трудов Троицкосавско-Кяхтинского отделения Приамурского отдела ИРГО, 1909, Т.12, Вып.1 и 2.
Вертий В. Самая длинная магистраль на планете: Отмечено 100-летие со дня окончания строительства Транссибирской магистрали // Tруд. - 2001. - 24 окт. Историческая справка и сегодняшний день магистрали.
Верхне-Сибирская железная дорога. Участок Верхнеуральск-Ялуторовск в экономическом отношении. По проекту гр. А.И.Дмитриева-Мамонова и инж. пут. сообщ. М.К.Циглера-фон-Шафгаузена. - СПб. Тип. И.Шурухт, 1914. - 48 + [12] с. - 32 см На 1-й с. текста загл.. Экономическая записка по Верхне-Сибирской железной дороге .
Верховской В.М. Исторический очерк развития железных дорог в России с их основания по 1897 г. включительно. - СПб. Тип. МПС (Т-ва И.Н.Кушнерев и К ), 1898-1899. - Вып.1-2. - 27 см Изд. также под загл.. Краткий исторический очерк начала и распространения железных дорог в России по 1897 г. включительно . Верховской Владимир Михайлович (1835-1916) - инженер путей сообщения.
Верховской В.М. Исторический очерк разных отраслей железнодорожного дела. - См. Исторический очерк разных отраслей железнодорожного дела и развития финансово-экономической стороны железных дорог в России по 1897 г. включительно. - СПб. 1901.
Верховской В.М. Краткий исторический очерк начала и распространения железных дорог в России по 1897 г. включительно / Сост. по распоряжению Министра путей сообщ. д.т.с. кн. М.И.Хилкова, инж. т.с. В.М.Верховским. - СПб. Тип. МПС (Т-ва И.Н.Кушнерев и К ), 1898. - [2] + X + 592 + 59 с. ил. 1 л. карт. - 27 см - (Исторический очерк развития железных дорог в России с их основания по 1897 г. включительно). Великая Сибирская ж.д. с.435-516.
Верховской В.М. VI группа Русского отдела на Всемирной 1900 г. выставке в Париже. (Гражданское инженерное дело. Средства передвижения). - СПб. Тип. Бр. Пантелеевых, 1902. - [2] + 39 с. - 23 см
Перед загл. авт. - В.М.Верховский. Из журнала Железнодорожное дело , 1902, N 1.
Вестник Забайкальской железной дороги // Сибирь (Иркутск). - 1908. - 25 янв. N 13. - С.2. О выходе первого номера журнала.
Вестник Сибирской железной дороги // Сиб. заря (Иркутск). - 1908. - 6 апр. N 83. О прекращении издания.
Ветров В. Тупик: Трижды томичи поворачивали Транссиб в сторону своих Афин . Но все безуспешно // Томская неделя (Томск). - 1999. - 14 окт. - С.26.
Вехи большого пути // Западносибирский железнодорожник (Новосибирск). - 1991. - 28 мая, N 54. - С.1. К 100-летию Транссиба.
Вехи большого пути: здравоохранение Восточно-Сибирской железной дороги 1900-2000 / Авт. проекта: Л.В.Бабин (отв. за вып.), В.Г.Сесейкин Ред. Е.В.Курицин Худож. О.В.Беседин Фот. В.Попов и др. - Иркутск: Изд. ОГУП Иркутская обл. тип. N 1 , 2001 (2002). – 184 + [15] с. ил.
Вечер Е.В. Влияние строительства Транссибирской магистрали на развитие образования и просвещения в Сибири // Молодежь, наука и образование: проблемы и перспективы: Материалы IV межвуз. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых (24-29 апр. 2000 г.). Т.5: Секция истории, философии и культурологии. - Томск, 2000. - С.44-47. - Библиогр. с.47 (6 назв.). Транссиб в 90-е гг. XIX - начале ХХ в.
Вечер Е.В. Влияние Транссибирской железнодорожной магистрали на развитие Томской губернии в конце XIX - начале XX вв. Автореф. дис. канд. ист. наук (07.00.02) / Кемер. гос. ун-т. - Кемерово, 2004. - 20 с. - Библиогр. с.19-20. Диссертация в Электронной библиотеке диссертаций РГБ. Кемерово, 2004. - 204 с.
Вечер Е.В. Возникновение новых населенных пунктов Томской губернии под влиянием строительства Транссибирской железнодорожной магистрали на рубеже XIX-ХХ вв. // Наука и образование: Материалы Всерос. науч. конф. 20-21 февр. 2003 г. Ч.2. - Белово, 2003. - C.53-57.
Вечер Е.В. Вопрос об экономическом значении Транссибирской железнодорожной магистрали в отечественной историографии // Вестник филиала Кемеровского гос. университета в г. Анжеро-Судженске. Гуманитар. науки. - 2004. - Вып.3. - C.34-54. - Библиогр. с.50-54 (64 назв.).
Вечер Е.В. Развитие населенных пунктов и станций Томской губернии под влиянием Транссиба на рубеже XIX-XX веков // Социокультурное пространство сибирского города: история и современность. - Ханты-Мансийск, 2006. - Вып.3. - C.37-48.
Вечер Е.В. Сельскохозяйственное развитие Алтая под влиянием Транссибирской железнодорожной магистрали на рубеже XIX-XX вв. // Вестн. фил. Кемер. гос. ун-та в г. Анжеро-Судженске. Гуманитар. науки. - 2008. - Вып.7. - C.159-168.
Вечер Е.В. Торговля в Западной Сибири под влиянием Транссибирской магистрали в конце XIX - начале ХХ вв. // Наука и практика: диалоги нового века: Материалы Всерос. конф. (Анжеро-Судженск, 14 нояб. 2003 г.). Ч.1: Гуманитарные науки. - Анжеро-Судженск, 2003. - C.34-37.
Вилькицкий А.И. О работах гидрографической экспедиции в 1895 г. в реках Енисее, Оби и Ледовитом океане: Докл. чит. в Общ. собр. Имп. Рус. геогр. о-ве 17 февр. 1896 г. - СПб. Тип. А.С.Суворина, 1896. - 12 с.
Перепечатано по распоряжению ИРГО из Известий Общества , Т.32. Изучение Северного морского пути в интересах постройки и эксплуатации Транссиба.
Вилькицкий А.И. Предварительный отчет о работах гидрографической экспедиции в 1894 г. в реке Енисее и Ледовитом океане: (Чит. в соедин. заседании отделений географии математической и географии физической 31 янв. 1895 г.). - СПб. Тип. А.С.Суворина, 1895. - 17 с. Перепечатано по распоряжению ИРГО из Известий Общества , Т.31, с.136-152.
Вилькицкий А.И. Иванов К.В. Определение по телеграфу разности долгот Енисейска и Красноярска, произведенное в 1895 г. подполковником А.Вилькицким и лейтенантом К.Ивановым. - СПб. Тип. Мор. министерства, 1897. - [2] + 58 с. Отд. отт. из Записок по гидрографии , Вып.18.
Вильямс А.Р. Путешествие в революцию: Россия в огне гражд. войны, 1917-1918 / Альберт Рис Вильямс. - М. Центрполиграф, 2006. - 431 c. - (Свидетели эпохи). Воспоминания американского журналиста о путешествии по Транссибу на Дальний Восток (1918 г.): с.370-388.
Винокуров М.А. Из истории строительства Транссибирской магистрали // Иркутский историко-экономический ежегодник: 2010. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. - С.54-65.
Винокуров М.А. Суходолов А.П. На рубеже веков: из истории создания Транссибирской магистрали // Экономика. Право. Менеджмент (Иркутск). - 2001. - 26 сент. / 2 окт. - С.5-6 3/9 окт. - С.5 17/23 окт. 12/18 дек. - С.6 19/25 дек. - С.7. Винокуров Михаил Алексеевич, Суходолов Александр Петрович. Об особенностях финансирования железнодорожного строительства в дореволюционной России и истории создания Транссибирской магистрали.
Винокуров М.А. Суходолов А.П. Пореформенная Россия и железнодорожное строительство в Сибири // Наука в Сибири (Новосибирск). - 1995. - N 34-35. - C.9 N 36-37. - С.10. Вторая половина ХIХ - начало ХХ в.
Винокуров М.А. Суходолов А.П. Транспортный комплекс // Винокуров М.А. Суходолов А.П. Экономика Иркутской области: Науч.-попул. и учеб.-справ. изд. Т.3. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2002. - С.49-267. Транссибирская железнодорожная магистраль, Кругобайкальская железная дорога, Сибирско-Аляскинская трансмагистраль.
Винокуров М.А. Суходолов А.П. Экономика Сибири: 1900-1928 = Economics of Siberia: 1900-1928 / Иркут. гос. экон. академия. - Новосибирск: Наука, 1996. - 320 c. ил. 12 л. ил. - Библиогр. с.314-317. Гл.7: Пути сообщения и транспортные магистрали [включая управление железными дорогами Сибири и товарные перевозки]: с.200-228. - Гл.8: Строительство железных дорог [Великая Сибирская магистраль, проектирование, строительство, финансирование]: с.229-266.
Винокуров С. И дольше века длится путь // Трибуна. - 2001. - 2 авг. - С.4. - (Дел. трибуна). В Москве состоялась науч.-техн. конференция Роль Транссиба в развитии российской и мировой экономики , посвященная 100-летию завершения строительства Транссибирской магистрали.
Виргинский В.С. Первые проекты Великого Сибирского пути: (Из прошлого отечественного транспорта) // Железнодорожный транспорт. - 1961. - N 1. - С.92.
Виргинский В.С. Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники, 1870-1917 гг. Кн. для учителя. - М. Просвещение, 1988. - 304 с. ил. - Имен. указ. с.296-303. О строительстве Сибирской магистрали и мостов: с.96-97, 99-100.
Висковатов В. Амурская железная дорога. - СПб. Тип. Д.Дрейдена, 1908. - 12 с. - 23 см Висковатов Владимир.
Висковатов В. Амурская железная дорога. - Частная инициатива в переселенческом деле. - Между молотом и наковальней: [Статьи]. - СПб. Тип. Альтшулера, 1908. - 37 с. - 22 см 2-я и 3-я статьи перепеч. из газеты: С.-Петерб. ведом. , 1908, NN 168 и 268.
Витте С.Ю. Воспоминания: В 3 т. - Таллинн М. СКИФ АЛЕКС , 1994. - (Рус. ист. б-ка).
Т.1. (1849-1894). Детство. Царствования Александра II и Александра III. - 528 с. О роли С.Ю. Витте в постройке Сибирской железной дороги (90-е гг. ХIХ в.). Путешествие Николая II на Дальний Восток (1891 г.). - С.422-432.
Т.2. (1894 - октябрь 1905). Царствование Николая II. - 576 с. О политике России на Дальнем Востоке. Русско-Японская война. - С.41-62, 126-141, 211-245, 275-284, 364-429, 541-546.
Т.3. (17 октября 1905 - 1911 гг.) Царствование Николая II. - 608 с. О положении русской армии на Дальнем Востоке (1905 г.). - С.141-147.
Витте С.Ю. Причины убыточности русских железных дорог: Докл. прочит. 7 апр. в Ин-те инж. пут. сообщ. // Вестн. фин. пром. и торговли. - 1910. - Т.2, N 16 (18 апр.). - С.101-105: табл. Стратегические цели постройки Транссиба.
Владимиров М. За плечами уже полпути. // Аргументы и факты в Вост. Сибири (Иркутск). - 2001. - N 29 (июль). - С.5: цв. ил. О праздновании 100-летнего юбилея Транссиба в Иркутске.
Власов В.П. Цыкунов Г.А. Регион БАМ: опыт, уроки хозяйственного освоения // Иркутский историко-экономический ежегодник: 2001. - Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2001. - С.57-66. - Библиогр. с.65-66 (15 назв.). Исторические особенности освоения прижелезнодорожной полосы Транссиба.
Власов Г.П. Власова Н.Г. Власов Л.Г. Транссиб в мирохозяйственной системе // Иркутский историко-экономический ежегодник: . - Иркутск: Изд-во БГУЭП, . - С.106-111. Конец XIX - начало ХХ в.
Власов Л.Г. Сравнительный анализ реализации инвестиционных проектов Транссиба и БАМа // Труды Братского государственного технического университета. Сер. Гуманит. и соц.-экон. пробл. развития регионов. - Братск, 2003. - C.222-227. - Библиогр. с.227 (9 назв.). Конец XIX - 70-е гг. ХХ в.
Вовк В.Н. Козлов Н.Ф. Магистраль у Байкала. - Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во, 1984. - 255 с. 16 л. ил. - Библиогр. с.253-254 (37 назв.). История Улан-Удэнского отделения Восточно-Сибирской железной дороги.
Воейков А.И. Доклад 3-й подкомиссии из состава комиссии Имп. Русского технического общества по вопросу о железной дороге через всю Сибирь, апрель 1889 г. // Железнодорожное дело. - 1889. - N 30.
Воейков А.И. О мерзлоте в Сибири по линиям предполагаемых железных дорог. - СПб. 1889. - 7 с. Отд. отт. из Журнала МПС , 1889, N 13 (отд.4), с.246-252.
Воейков А.И. О температуре зимних месяцев и силе ветра в Сибири по линиям предполагаемых железных дорог. - СПб.,1889. - 9 с. - [Отд. отт. ]
Военно-географическое и статистическое описание Омского военного округа / Сост. под рук. Нач. штаба округа, Ген. штаба ген.-лейт. Тихменева. - Омск: Тип. Штаба Ом. воен. окр. 1909-. - 25-27 см
Отд.5: Железные дороги / Сост. Ген. штаба подполк. Грудзинский. - 1909. - 33 + 10 c. 2 карт.
Отд.6. Ч.1: Грунтовые дороги к северу от полосы Сибирской железной дороги / Сост. Ген. штаба подполк. Козаков. - 1911. - [1] + 46 c. - Библиогр. в нач. кн.
Отд.6. Ч.2: Грунтовые дороги к югу от линии Сибирской железной дороги / Сост. Ген. штаба подполк. Козаков. - 1913. - [III] + 187 c. карта. -- Приложение. Маршруты путей / Под ред. Ген. штаба ген.-лейт. Ходоровича. - Омск, 1913. - [4] + 167 с. Омский военный округ. Военно-географическое и статистическое описание. Секретно . Тихменев Валериан Павлович, Грудзинский Михаил Цезариевич, Козаков Владимир Гавриилович.
Военно-географическое и статистическое описание Омского военного округа. Отд.3: Пути сообщения. Ч.1: Железные дороги. Ч.2: Водные пути. Ч.3: Грунтовые пути / Под ред. Ген. штаба ген.-лейт. Ходоровича Сост. Ген. штаба кап. Щепихин. - Омск: Тип. Штаба Ом. воен. окр. 1914. - [III] + [III] + 168 + [2] c. - Библиогр. с.I-III. - 26 см
-- Приложение к 3-й части: Маршруты / Под ред. Ген. штаба ген.-лейт. Ходоровича, Ген. штаба кап. Щепихин. - Омск, 1914. - [II] + 129 с. Секретно . Ходорович Николай Александрович, Щепихин Сергей Арефьевич.
Военный обзор Среднего Хингана (между линией Китайской Восточной железной дороги на севере и рекой Тор-гол на юге): По материалам полевой поездки офицеров Ген. штаба Иркутского военного округа в 1911 г. - Иркутск: Тип. Штаба Ирк. воен. окр. 1912. - 477 c. (разд. паг.): схем. - 24 см
Вознесенский А.В. Магнитные наблюдения на озере Байкал. (Новейшие наблюдения Ф.К.Дриженко) // Лоция и физико-географический очерк озера Байкал. - СПб. 1908. - С.399-403. Изучение Прибайкалья в связи с сооружением Сибирской ж.д.
Вознесенский В.А. Орогеологический очерк. - СПб. 1910. - X + 53 + 240 + 76 + 70 + 8 с. (отд. паг.) с ил. и карт. 15 л. ил. 4 л. карт. - (Геол. исслед. вдоль линии Кругобайкальской ж.д. Вып.2). Участок Кругобайкальской ж.д. Асламова падь - с. Култук.
Возникающие сомнения // Вост. обозрение. - 1892. - N 39. Проектирование Транссиба.
Воинский тариф на перевозку по правительственным железным дорогам войск и воинских грузов / МПС. Времен. Упр. казенных железных дорог. - СПб. 1892. - [2] + 139 с. 19 л. табл.
Волков Д.С. О направлении Сибирской железной дороги: Записка уполномоченного от Уфимского губернского земства и города Уфы, уфим. гор. головы Волкова. - СПб. Тип. Э.Арнгольда, 1884. - 50 с.
Волков Д.С. Погибающий город и изуродованная магистральная линия: Записка уполномоченного Уфимского губ. земства и г. Уфы, уфимского гор. головы Волкова: (По поводу проектированого обхода г. Уфы Самаро-Уфимской дорогой). - СПб. Тип. Э.Арнгольда, 1885. - 66 с. 1 л. карт.
Волошинов Н.А. Железнодорожная разведка между Ангарой и северной оконечностью Байкала: Сообщ. в Общем собрании членов Вост.-Сиб. отд. Императ. Рус. геогр. о-ва // Известия ВСОРГО. - 1889. - Т.XX, N 5. - С.1-14.
Отд. отт.. Иркутск: Тип. газ. Вост. обозрение , 1889. - 14 c. Волошинов Николай Афанасьевич (1854-1893) - подполковник Ген. штаба, офицер для особых поручений при штабе Приамурского воен. округа.
Волошинов Н.А. О Сибирской железной дороге: (Записка, представленная г. мминистру путей сообщения Ген. шт. подполк. Н.А.Волошиновым ). - СПб. Тип. МПС, 1889. - 20 с. - 25 см Извлечение из Журнала МПС , 1889, N 33.
Волошинов Н.А. Обработанные результаты разведок железнодорожного пути в Амурской области, произведенных в 1891 году под руководством полковника Волошинова (в районе изысканий 1894-1896 годов). - Благовещенск: Тип. Канцелярии воен. губернатора Амур. обл. 1896.
Волошинов Н.А. Отчет по разведке железнодорожного пути между станцией Сретенской и городом Хабаровкой в 1891 году, произведенной под руководством Генерального штаба полковника Н.А.Волошинова. - Хабаровск, 1894. - 11 c.
Волошинов Н.А. Сибирская железная дорога // Изв. Имп. Рус. геогр. о-ва. - 1891. - Т.XXVII, Вып.1. - С.11-39.
Волошинов Н.А. Сибирская железная дорога: Записка-карта / Сост. Ген. штаба полковник Николай Волошинов. в 1890 г. Выдержка из стеногр. отчета первого заседания Первой Подкомис. Рус. техн. о-ва по вопросу о железной дороге через всю Сибирь 30 марта 1889 г. - СПб. Тип. Петерб. газ. , 1890 [ценз.]. - [10] с. 1 л. карт. - 32 см (Без тит.л. и обл.).
-- Прилож. Несколько слов о доходе с чайных грузов. - 1890 [ценз.]. - 2 с.
-- Прилож. Канадская Тихоокеанская железная дорога. - 1890 [ценз.]. - 2 с.
Волошинов Н.А. Сибирская железная дорога: Сообщение Ген. штаба полковника Волошинова в Имп. Рус. геогр. о-ве 5 декабря 1890 г. - СПб. Тип. А.С.Суворина, 1890. - 31 с. - 25 см
Вопрос о направлении Уральской железнодорожной линии между Камой и Тоболом // С.-Петерб. ведомости. - 1870. - N 104. Передовая статья.
Вопрос о проведении второго пути на Сибирской железной дороге // Вестник золотопромышленности и горного дела. - 1906. - N 10. - С.210.
Воробьев А.А. Вопросы размещения транспорта на юге Восточной Сибири // Доклады Ин-та географии Сибири и Дальнего Востока. - 1963. - Вып.4. - С.70-77: карт. - Библиогр. 19 назв.
Воробьев Н.К. На службе России. К 100-летию Забайкальской железной дороги // Железнодорожный транспорт. - 2000. - N 8. - С.10-18.
Воробьева В.В. Малов В.Ю. Мелентьев Б.В. Использование экономико-математического моделирования для оценки исторического опыта реализации крупных инфраструктурных проектов // Трансформация российского пространства: социально-экономические и природно-ресурсные факторы (полимасштабный анализ). - М. 2008. - C.118-129. В частности, Транссиба. 80-е гг. XIX - 50-е гг. XX в.
Воронин М.И. Великий Сибирский путь: Из истории транспортного строительства // Транспортное строительство. - 1975. - N 9. - С.58-60, 62: ил. Авт. - зав. кафедрой изысканий и проектирования жел. дорог ЛИИЖТа. О проектировании и строительстве Транссиба, технических условиях постройки. Схема органов управления постройкой, 3 картосхемы отдельных участков Транссиба и подъездных путей к магистрали.
Воронин М.И. Воронина М.М. Станислав Валерианович Кербедз, 1810-1899 / М.И.Воронин, М.М.Воронина. - Л. Наука, 1982. - 176 с. ил. - 20 см Воронин Михаил Иванович, Воронина Маргарита Михайловна.
Воронин М.И. Павлов В.Е. Великий Сибирский путь - плод замыслов ученых и питомцев Института инженеров путей сообщений / Ленингр. ин-т инж. ж.-д. трансп. им. В.Н.Образцова. - Л. 1991. - 13 + [1] с. - Библиогр. с.14. - 21 см Воронин Михаил Иванович, Павлов Владимир Егорович.
Воронин М.И. Пыляй Е.П. Учет опыта сооружения Великого Сибирского пути при проектировании и строительстве БАМа // Проектирование, строительство и эксплуатация БАМа. - Л. 1978. - С.22-24. История строительства Транссиба, 1892-1914 гг.
Ворончихин А.Ф. Из истории строительства Пермь-Котласской железной дороги // Вятская земля в прошлом и настоящем. - Киров, 1995. - Т.1. - С.69-71. 60-е - 90-е гг. XIX в.
Ворончихин А.Ф. Из истории строительства Пермь-Котласской железной дороги // Очерки истории Удмуртии XIX века. - Ижевск, 1996. - С.261-286.
Воскресенский А.В. Об изменениях уровня Байкала по наблюдениям 1888-1896 гг. в с. Лиственичном // Тр. ВСОРГО. - 1897. - N 1. Байкальский сборник, вып.1. - С.146-183. В связи с устройством Байкальской переправы на Транссибе.
Восток-Запад: историко-литературный альманах 2002 / Под ред. В.С.Мясникова РАН, Ин-т всеобщей истории, Центр Восток-Запад . - М. Вост. лит. 2002. - 358 + [2] с. ил. табл. - Библиогр. в подстроч. примеч. Российско-китайские отношения, Транссибирская магистраль.
Восточно-Сибирская железная дорога (1898-1998): Фотоальбом / Ред. В.П.Лещенко Фото: А.Д.Князев. - Иркутск: Свят, 1998. - 238 с. цв. ил.
Восточно-Сибирская железная дорога / МПС России Отв. за вып. Т.Н.Гордиенко Оформ. А.Самойлова. - Иркутск: Оттиск, 2003. - [32] с. ил. История Восточно-Сибирской железной дороги.
Восточно-Сибирская железная дорога: Календарь. 2007 / Упр. ВСЖД - фил. ОАО РЖД . - Иркутск: [Артиздат], 2007. - [36] л. - 74 32 см Изоматериал.
Восточно-Сибирская железная дорога: Календарь. 2007 / Фото В.Трофименко. - Иркутск: Артиздат, 2007. - [26] л. ил. - 12 20 см (в пер.).
Восточно-Сибирская железная дорога: Календарь. 2007 / Фото О.Костюнин. - Иркутск: Артиздат, 2007. - [24] л. ил. - 13 8 см (в пер.).
Восточно-Сибирская железная дорога: Календарь. 2007. - Иркутск: Артиздат, 2007. - [12] с. ил. - 59 42 см
Восточно-Сибирская железная дорога: Календарь. 2009 / ОАО Рос. ж.д. Фото В.Трофименко. - Иркутск: Артиздат, 2009. - [22] с. ил. - 13 20 см
Восточно-Сибирская железнодорожная магистраль. Путь в 100 лет (1898-1998) /. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 1988. - 552 c. ил. - Библиогр. с.533-548.
Восточно-Сибирская железнодорожная магистраль: Путь в 100 лет (1898-1998) / Г.П.Комаров, В.С.Глазков, В.Д.Сидоренко и др. Под общ. ред. В.Г.Третьякова (отв. за вып.). - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1998. - 552 с. ил. портр. - Библиогр. с.531-548. Этапы развития ВСЖД от прихода первого поезда в Иркутск до сегодняшнего времени.
Восточно-Сибирская электрическая: К 75-летию железной дороги / Ф.А.Кудрявцев, В.Т.Агалаков, И.И.Кузнецов, В.В.Киселев и др. Предисл. Г.Тетерского МПС СССР, Упр. Вост.-Сиб. ж.д. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1972. - 351 с. ил. 46 л. ил. - 17 см
Востриков А.В. Жизнь начинается с дороги: (Из истории города Иланского) // Лесной и химический комплексы - проблемы и решения. Т.1. - Красноярск: СибГТУ, 2005. - С.123-126. Транссибирская магистраль, Красноярский край.
Временная инструкция чинам фактического контроля по постройке Забайкальской железной дороги. - Иркутск, 1895. - 27 c.
Временные правила N 852 выдачи и пользования провизионными билетами на Алтайской железной дороге. Изд. 1915 г. Утв. 9 дек. 1915 г. / О-во Алтайской ж.д. - Пг. 1915. - 16 с.
Временные правила о контрольной поверке операций по постройке Амурской железной дороги. - СПб. Тип. Мор. м-ва, 1909. - 23 с. - 8
То же. СПб. Тип. МПС (Т-ва И.Н.Кушнерев и К ), 1909. - 27 с. Утв. 17 дек. 1908 г.
Временные правила о перевозке пассажиров, багажа и грузов при временной эксплуатации западной части Амурской железной дороги / М-во путей сообщ. Упр. врем. эксплуатации зап. части Амурской ж.д. - Нерчинск: Тип. Т.В.Валовой, 1913. - 71 c.
Временные правила о производстве почтовых операций в волостных правлениях, находящихся в районе Сибирской железной дороги: Утв. 7 июня 1895 г. - Томск: Тип. Губерн. упр. 1895. - 10 c.
Временные правила частного строительства железнодорожных служащих на Сибирской, Забайкальской, Уссурийской железных дорогах, присланные Управлением железных дорог при предложении от 20 мая 1902 г. за N 23751. Проект. - М. Т-во скоропеч. А.А.Левенсон, 1902. - 30 с.
Всеволожской А. Разбор брошюры г. Богдановича Проект Сибирско-Уральской железной дороги . - Пермь: Тип. Перм. губ. правл. 1868. - 56 с. - 18 см (Без тит.л.). Всеволожский Андрей Никитич (р. 1840). Из Перм. губ. ведом. , 1868, NN 50-55. В кон. текста авт. - Андрей Всеволожской.
Всеволожской А. Костарев Н. [Разбор брошюры полковника Богдановича Проект Сибирско-Уральской железной дороги ] // Перм. губ. ведомости. - 1868. - NN 50, 52, 93, 97.
Всемирная Колумбова Выставка 1893 года в Чикаго: Указатель Русского отдела / Изд. Высоч. учрежд. Комис. по участию России во Всемир. выставке 1893 г. в Чикаго. - СПб. Тип. Е.Евдокимова, 1893. - XI + 578 с. - 25 см Лучшие российские производители железнодорожной техники и пр.
Всеподданнейший отчет Г. Министра путей сообщения М.И.Хилкова по поездке в Сибирь. - СПб. 1896. - См. Хилков М.И. Всеподданнейший отчет.
Вся Чита и Забайкалье с отделом Приамурья в районе постройки Амурской железной дороги: Адрес.-справ. и торг.-пром. ежегодник на 1910 г. / Изд. Д.И.Вязьмина. - Чита: Тип. Бергут и сын , 1910. - 625 c. (разд. паг.). - 30 см С.236-237 послед. пагинации ошибочно помечены: 136-137.
Второе дополнение к каталогу подвижных библиотек Сибирской железной дороги / Сост. Васьков К.Н. - Томск: Тип. Т-ва Печатня С.П.Яковлева , 1912. - 4 + 55 c.
Второе завоевание Сибири / Городецкий Е. Горшенин А. Сурнин А. Тимошенко А. Щукин М. // Час России. - 2001. - N 2(4). - С.12-50.
Второе заседание Географического общества по вопросу о Сибирской дороге // Голос. - 1870. - N 35.
Вульфов А.Б. Повседневная жизнь российских железных дорог. - М. Мол. гвардия, 2007. - 453 с. ил. - (Живая история: Повседневная жизнь человечества). К 170-летию российских железных дорог. Исторические и бытовые очерки о технике, нравах и традициях железных дорог, в том числе сибирских.
Выпов И. На сопках Маньчжурии // Гудок. - 1998. - 21 марта. - С.2. Из истории сооружения Транссиба.
Выпов И.Г. Железная дорога через всю Сибирь // Транспортное строительство. - 2001. - N 2. - С.30-32. Из истории строительства Транссибирской ж.д. магистрали (90-е гг. XIX - начало ХХ в.).
Выпов И.Г. КВЖД // Путь и путевое хозяйство. - 1999. - N 8. - С.35-37: 3 рис. 1 табл. История с кон. XIX в. до момента переименования дороги в Харбинскую ж.д. в 1953 г. Строительство Хинганского тоннеля. Инж. Н.Н.Бочаров и спираль Бочарова для подъема на Большой Хинганский хребет (Дасинаньмин). - С.36.
Выпов И.Г. Уникальная магистраль России // Инженеры путей сообщения: железнодорожный путь, мосты, строительство. - М. 2007. - С.506-525: ил. черт. портр. История изысканий и постройки Кругобайкальского участка, планы и профили уникальных сооружений.
Высоцкий К. Об Уральской железной дороге // Москвич. - 1868. - N 5.
Высочайше утвержденная магистральная линия Сибирской железной дороги: Записка, составленная уполномоченными Казанского земства, Думы и Биржи г.Казани. - Казань: Типо-лит. В.М.Ключникова, 1883. - 58 с. - 32 см
Высочайше учрежденный Комитет Сибирской железной дороги. - Четвертое заседание комитета 10 марта 1893 г. О геологических исследованиях вдоль Сибирской линии // Известия Общества горных инженеров. - 1893. - N 2. - С.1-3.
Высочайшие отметки с 1881 по 1890 г. во всеподданнейших отчетах по Сибири и Степному краю и сведения о местностях, лежащих по маршруту путешествия Его Императорского Высочества Государя наследника цесаревича и Великого князя Николая Александровича из г. Владивостока в г. Уральск. - СПб. 1891. - [4] + 167 с. - 16 см Пометки царя о необходимости постройки железных дорог в Сибири.